- Воцерковление
- дословно "первое введении в храм", в литургике прилагается к тем молитвословиям и действиям, которые совершаются и произносятся над младенцем при первом его внесении во храм в 40 день по рождении. Время установления В. определить невозможно, обильный, но противоречивый материал по этому вопросу относит В. к VIII в и показывает, что чин В. появился не сразу, а путем разнообразных изменений своей первичной формы, которая сводилась к немедленному причащению св. таин новокрещенного. Чин В. сводится, по указанию св. Марка, к молитве: "Господи Боже наш пришедый на спасение рода человеческого". По крипто-ферратскому и барбериновому второму спискам чин В. совершается следующим образом: 1) читается молитва "Господи Боже наш", после чего иерей берет младенца на руки, преклоняет его пред св. трапезою со словами: "Радуйся, Благодатная Богородице Дево", потом произносит: "Ныне отпущаеши" и говорит отпуст: "Иже во объятиях праведного Симеона"; 2) священник, взяв свечи, зажженные восприемником, и наклонив младенца к св. кресту, поклоняется, произнося: "да поклонишися Господу Богу твоему и Ему единому да послужиши", и, обойдя кругом престола, выходит из алтаря, буквально: "по сих полагает е при дверех жертвенника". Более соответственным следует принять объяснение, что священник отдает младенца на руки принесших его, откуда поднимает его восприемник. Изменяясь в дальнейшем, чин В. приходит в новую фазу, которая, помимо трех прежних молитве, дает четвертую: "Боже Отче Вседержителю, вслегласнейшим пр. Исаией предвозвестивый нам". В русской церкви чин В. становится известным только с XIV в. и состоит из тех трех молитв, внесения младенца в алтарь, троекратного обхождения вокруг престола, если младенец мужского пола, обхождения трех сторон, если женского, в заключение священник знаменовал чело, уста и перси и отпускал его. В XV и XVI веках чин В. неоднократно изменялся, то дополняясь в содержании, то сокращаясь. Современный чин В. в первый раз встречается в требнике Петра Могилы; в настоящее время чин В. совершается только над одними крещенными. В древней церкви не было такого ограничения: воцерковление совершалось и над некрещенными.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.